Мы практикуем Сахаджа Йогу. Что это такое и для чего она нужна – об этом рассказывает наш сайт. А здесь хочется рассказать о том удивительном человеке, который принес Cахаджа Йогу в мир – о Шри Матаджи Нирмала Деви. Она для нас – учитель, наставник, Гуру, и рассказ о ней пусть будет нашим обращением к учителю.
Начнем с самого главного.
Дело в том, что у каждого из нас на темени находится область, которая называется «родничок». У детей она мягкая, потом кости срастаются, эта область твердеет, становится жесткой и непроходимой. У многих народов и во многих верованиях эта часть головы имеет священный смысл. Считается, что через нее и с ее помощью мы можем получить связь, союз, объединение с тем великим, которое носит название «Творец», «Бог», «Абсолют», «Вселенная». Не случайно католические священники выстригают себе тонзуру – выбритое место на макушке. А у древних индийских риши и у современных сикхов на этом месте волосы наоборот, собираются в пучок. Может быть, это отголоски истины, пусть даже временно утраченной, напоминают о себе? Кстати, у нас в России, по торжественным дням девочкам на макушку повязывают бант. И через это место, через макушку, мы действительно можем обрести «йогу» — союз, неразрывную связь со всем миром.
Этот союз возникает, когда наша внутренняя духовная сила (В Индии ее называют «Кундалини») пробуждается в нас и из основания позвоночника, где она дремлет, устремляется вверх, вверх по позвоночному столбу до макушки, наполняет ее и идет дальше. Древние мудрецы назвали это место «Сахасрара» — состоящая из тысячи нитей. Или, по-другому, лотос из тысячи лепестков. И этот лотос расцветает на нашей голове, когда энергия Кундалини дает нам йогу – наш союз с реальностью. Многие, многие люди в своем духовном поиске узнавали об этом, и стремились обрести этот союз и насладиться тем состоянием радости и баланса, который он дает. Пусть даже ценой тяжелых испытаний и лишений. И очень немногим удавалось действительно его достичь. Так было до этой даты, 5-го мая 1970 года, когда Шри Матаджи смогла прочувствовать, пробудить внутри себя, а затем и дать всем людям новое знание – массовое пробуждение Кундалини.
А теперь давайте вернемся немного назад…
Госпожа Нирмала Шривастава, которую во всем мире называют Шри Матаджи (Святая Мать), родилась 21 марта 1923 года в день весеннего равноденствия в 12 часов дня. Она родилась в христианской семье, в небольшом городке Чиндвара, в центре Индии (штат Мадхья Прадеш). Чиндвара расположена в холмистой местности, покрытой лесом. Сам городок и в настоящее время небольшой, и на его центральной улице находится дом, в котором родилась Шри Матаджи. Отец Шри Матаджи господин Шри Прасад Рао Кришан Салве был высокообразованным человеком, по профессии он был юрист, знал несколько языков, перевел Коран на хинди, был соратником Махатма Ганди, принимал активное участие в освободительном движении, был единственным христианским представителем в Конституционной Ассамблее и первом Конгрессе. Мать Шри Матаджи была математиком с ученой степенью. Отказавшись от карьеры, она посвятила себя семье и дому. Так же, как и муж, она активно участвовала в освободительном движении, как и муж, она сидела за это в тюрьме. Предки Шри Матаджи принадлежали к королевскому роду Шаливаханов, которые правили в Штате Махараштра в течение нескольких веков.
Нирмала родилась абсолютно чистой, без единого пятнышка крови, бабушка, присутствующая при родах всплеснула руками: «Нишкаланка!» (абсолютно чистая). Но имя Нишкаланка является мужским, и поэтому девочку назвали Нирмала, что имеет то же самое значение. Девочка всегда была полна энергии. Двор дома был небольшой, но для маленькой девочки там было много интересного. Все птицы и животные, обитавшие во дворе, знали ее очень хорошо. Она играла с ними, ласкала их, даже змей, а иногда погружалась в медитативное состояние, спрятавшись в укромном уголке двора. Она любила ходить босиком и всегда старалась делать это. Ее отец как-то сказал новому шоферу: «Мою дочь вы узнаете сразу. Она всегда несет свою обувь в руках».
Вскоре родители продали дом и переехали в город Нагпур. В 2006 году Сахаджа йоги Индии выкупили дом в Чиндваре, полностью восстановили его прежний облик, сейчас там музей, открытый для посещения. А во дворе дома построен большой зал, куда на медитации собираются Сахаджа йоги со всей округи.
Родители отдали Нирмалу в традиционную индийскую школу, где среди прочего Она изучала и санскрит, у нее были удивительные музыкальные способности, она прекрасно рисовала, играла в спектаклях. Отец много занимался с нею, развивая ее интеллект и интуицию. В возрасте семи лет отец взял ее в ашрам Махатма Ганди. Ганди поразили духовные способности девочки, и он оставил ее в своем ашраме. Строгий распорядок дня (подъем в четыре часа, омовение, молитвы) не тяготил Нирмалу, она следовала ему всю жизнь. Ганди часто советовался с маленькой девочкой в вопросах духовности, она же взяла в Сахаджа Йогу многое из того, о чем говорил Ганди: единство мировых религий, простоту жизни, служение обществу.
Окончив школу, Нирмала поступила в колледж, где начала изучать медицину. Это было время активной борьбы за независимость Индии. Нирмала включилась в эту борьбу. Она возглавила молодежное движение. Несколько месяцев она провела в подполье, часто сама ее жизнь была в опасности.
В 1947 году Индия получила независимость. И в этом же году Нирмала вышла замуж за Чандика Прасад Шриваставу (Chandik Prasad Shrivastava (C.P.)), его часто называют сэром Си. Пи. Ему суждено было стать одним из самых выдающихся людей современности. Он начал свою карьеру с поста директора Индийской пароходной компании, превратив ее в одну из самых крупных в мире. Был секретарем премьер-министра Лал Бахадура Шастри и написал о нем книгу «Лал Бахадур Шастри. Жизнь правды в политике», много лет работал Генеральным секретарем Морской Организации при Организации Объединенных наций, по его инициативе был создан Всемирный Морской университет в Швеции. Написал книгу «Коррупция – внутренний враг Индии», в которой подробно исследовал причины возникновения коррупции и способы борьбы с ней. Господин Шривастава удостоин более 30 самых высших наград различных государств, королева Елизавета II наградила его Рыцарским Знаком, он награжден британским орденом Святого Михаила и Святого Георгия, ему присвоен титул «Рыцарь – капитан». Подобные высокие национальные почести воздали ему короли Швеции, Норвегии, Испании и президенты Германии, Польши, Португалии, Бразилии, Аргентины, Египта и многих других стран.
Выйдя замуж, Шри Матаджи первые годы семейной жизни полностью посвятила себя семье, своей жизнью она продемонстрировала то значение, которое она придает семье в своем учении. В семье родились две дочери Кальпана и Садхана. Шри Матаджи принимала участие в различных женских благотворительных организациях, оказывала поддержку нуждающимся. Г-н Шривастава однажды сказал: «С тех пор, как мы постоянно жили вместе, Ниpмала была преданной женой, но в периоды трудностей и кризиса, которых хватает в жизни, она оставалась твердой как скала. Я хотел бы назвать некоторые из ее качеств. Более всего ее открытому и прямому характеру свойственна невинность. Иногда она не может понять изворотливые поступки других. Ее сердце переполняется истинным состраданием к бедным, к тем, кто в нужде. Я видел, как из ее глаз текли слезы при виде голодных детей. Она исключительно щедра и раздает все, что имеет, с искренним удовольствием. Она не привязана к материальным ценностям: ее требования минимальны. На себя она ничего не тратит.»
Вот что вспоминает о Шри Матаджи один из Сахаджа йогов:
«Если вы захотите узнать о том, какой была Нирмала, прежде чем она стала для всех Шри Матаджи, вы услышите от тех, кто ее знал, только хвалебные отзывы. Любезность, обходительность, смирение, сострадание, энергия – вот те слова, которые всегда говорят о ней. Очень много различных историй рассказывают о ней. В Лакноу, где она построила дом для своего мужа, став для этого архитектором, она лично готовила еду для пятидесяти рабочих. Вот в чем выражается простой и естественный характер Матери, которая готова всегда сама взяться за дело. Однажды рабочие, для которых Мать готовила, подвезли свои семьи, и вот двести человек сидят за столом, но к концу обеда блюда полны еды. (Я видел то же самое чудо в Лондоне или в Шотландии, когда Мать сама готовила – и очень вкусно! – для своих сахаджа йогов.) Хотя она сама происходит из благородной и богатой семьи, и ее муж занимает такое высокое положение, я никогда не видел, чтобы она жаловалась на неудобства: она спала на земле, она ела жалкую пищу бедных, чтобы порадовать сердца тех, кто предлагал ей ее. Ее выдержка сверхчеловечна. На одной из программ я видел ее сидящей на одном стуле в течение девяти часов, осаждаемая тысячами вопросов, она помогала различным людям, а затем поднялась свежая и отдохнувшая, как если бы ничего не было. И какое терпение! Сколько ей задают вопросов, часто глупых и не относящихся к делу, и она отвечает всегда с одинаковой благожелательностью и готовностью. Ничто не может нарушить спокойствия Шри Матаджи. Ее предупредили однажды, что лжегуру, которого она разоблачает, постоянно собирается прибегнуть к наемным убийцам, чтобы уничтожить ее. Она весело хохочет: «Не волнуйтесь! В этой жизни распятия не будет. На сей раз пьеса будет сыграна иначе. Почему вы боитесь? Разве вы не видете, что плохие люди бьются в судорогах в моем присутствии?» И с улыбкой, переходящей в смех, набирающий львиную мощь, иногда пугающий нас, говорит: «Любовь сильнее всей ненависти мира.» – И мы успокаиваемся.
Томов не хватит, чтобы описать все наши открытия сверхчеловеческих совершенств Матери.
Ее господство над силами природы не оставляет никаких сомнений. 5 мая 1982 года сильная буря, сопровождаемая обильным дождем, обрушилась на Париж (на Северо-Востоке), в саду все было готово, чтобы праздновать «Хаван» (очищающее поклонение огню). Когда мы вышли из дома, шел дождь. Шри Матаджи сделала несколько движений рукой. Очень быстро дождь прекратился. Спустя десять минут появилось солнце и осветило все вокруг.»
Живя жизнью домохозяйки, Шри Матаджи постоянно работала над тем, как пробудить в людях жизненную энергию (Кундалини), то есть, как дать людям реализацию. Она посещала различных гуру, и убеждалась, что никто из них не может пробуждать Кундалини, что они приносят много вреда наивным искателям, часто переводя их своими действиями на животный уровень. Шри Матаджи понимала, что необходимо переходить к решительным действиям. 5 мая 1970 года она долго медитировала на берегу океана в Нарголе, сидя под большим деревом. Здесь она получила откровение и почувствовала, что ее Сахасрара (седьмая чакра на голове в области родничковой части головы) открылась. Началась новая эра – эра просветленного сознания, эра перехода людей на новый уровень развития. После этого события началась работа Шри Матаджи, которая привела к тому, что тысячи людей получили свою реализацию. Шри Матаджи в то время вместе со своей семьей жила в Мумбаи и именно там, в течение первых двух лет 14 человек получили свое пробуждение. Вот воспоминание одного из первых Сахаджа йогов Индии о том, как он получил реализацию: «Я получил свою реализацию 12 августа 1973 года. Мы пришли в Бхарата Видья Бхаван, где Шри Матаджи давала реализацию нескольким людям, десяти или пятнадцати. Мы с братом сели. Это была очень ранняя стадия Сахаджа Йоги — Шри Матаджи сама очень много работала, давая реализацию и поднимая наши Кундалини. К моему большому удивлению, когда она дотронулась до родничка на моей голове, последовала вспышка, и я увидел распятого Христа. Это длилось пять или шесть секунд, просто вспышка. Я сам удивился, почему я, индус и большой ненавистник христианства, увидел распятого Христа. Но я ничего не сказал. Я просто закрыл глаза и наслаждался полученным состоянием. Мать сказала: «Ты получил реализацию с первого раза».
Примерно в это время Мистер Шривастава был избран Генеральным секретарем Морской организации Организации Объединенных Наций. И семья переехала в Лондон, где была штаб-квартира этой организации. Шри Матаджи начала работать с западными искателями. Позднее она говорила, что англичане оказались крепкими орешками, но из них получились хорошие Сахаджа йоги. После того, как обе ее дочери вышли замуж, Шри Матаджи получила возможность проводить публичные выступления и ездить с программами по Европе. Она посещает Швейцарию, Италию, Францию, Испанию, Германию и везде сотни искателей собираются на ее программы. Везде образуются коллективы, объединяющие искателей, везде зарождается Сахаджа Йога. Есть много воспоминаний первых Сахаджа йогов о том времени. Вы можете почитать их на страницах нашего сайта.
Всегда все коллективы Сахаджа йогов отличались теплыми семейными отношениями, где все ощущают себя братьями и сестрами, где отношения построены на чистоте, где все равны, и нет доминирования одних над другими. Шри Матаджи ежегодно в декабре – январе проводила туры по Индии, заканчивавшиеся грандиозным фестивалем в удаленном местечке штата Махараштры, на берегу океана – в Ганапатипуле. На эти туры собирались Сахаджа йоги со всего мира. Эти туры были большим уроком жизни в коллективе, уроком распространения Сахаджа Йоги и собственного очищения. Во время этих туров Шри Матаджи вместе с Сахаджа йогами объездила практически всю Индию, где на волах, где на машине, и в каждой деревне она давала реализацию. Она провезла Сахаджа йогов по всем святым местам Индии. Традиция проводить Рождественский фестиваль в Ганапатипуле существует и по сей день.
Шри Матаджи объездила практический весь мир. Она была в Северной Америке, в Африке, Китае. Несколько раз она побывала в России (первый раз – еще в Советском Союзе) и каждый раз на встречу с ней приходили тысячи искателей. Последний раз Шри Матаджи была в России в 2009 году – она приезжала в Тольятти, в международный лагерь сахаджа-йогов на берегу Волги. Казалось, что она не отдыхает вообще, настолько плотным был ее график работы, она проводила в поездках около десяти месяцев в году.
Для Шри Матаджи весь мир – ее семья, она не делает различия между расами, кастами, финансовым положением, религиозной принадлежностью. Любой человек, пожелавший получить реализацию, получает ее. Она не берет за это деньги. «Как можно заплатить за то, что проросло зерно? За то, что светит солнце? Так же и Кундалини; она – это сила Любви; каждый человек имеет право и возможность познать ее как приятное дуновение … Для меня большинство людей подобны божествам, которые все еще находятся в состоянии окаменелости и которые могут превратиться в ангелов благодаря пробуждению Кундалини. Самое трудное – убедить человека в том, что во всем мироздании он есть самое высокоразвитое существо; что он наделен способностью стать чудесной личностью… », — говорила Шри Матаджи. Приведем еще раз воспоминания одного из Сахаджа йогов о Шри Матаджи:
«Совершенно типичен для либерального стиля Шри Матаджи тот факт, что ни ее муж, ни ее дочери не являются сахаджа йогами. «Таким образом, – говорит, смеясь, Шри Матаджи, – меня нельзя упрекнуть в семейственности, и что я создаю семейное предприятие.» Это придает особую значимость ее «семейной инкарнации», так как она может знать радости и печали семьи, во многом похожей на наши. Но четверо ее внуков являются высокореализованными душами. Ее внук Ананд в возрасте пяти лет разблокировал Кундалини одного сахаджа йога, катаясь на его спине, а при необходимости топая по ней ногами. Более женственные и утонченные три ее очаровательные внучки не уступают ему ни в чем. Вся маленькая компания полностью солидарна со своей уникальной бабушкой, к котоpой дети относятся с необычайным уважением, не свойственным обычно детям, хотя ведут себя часто довольно шумно. Рано утром, перед тем, как идти в школу, они залезают в ее постель и долго совещаются с ней, разоблачая глупость окружающего мира и предлагая рецепты улучшения положения. Находясь однажды в их доме в Дели, я смог заметить, что эти дискуссии, которые могут показаться безобидными непосвященному наблюдателю, касаются главного, и что Шри Матаджи слушает детей очень внимательно. И действительно, внимание Матери универсально. Как это ни парадоксально, но именно к ней можно отнести высказывание Теранса: «Ничто человеческое мне не чуждо.» Я видел, с каким глубоким вниманием она относилась к нашим различным мелким проблемам, объясняя всегда с уверенностью, как вылечить насморк, вернуть хорошее расположение слегка рассеянного мужа или выбрать для салона цветовую композицию, чтобы в нем можно было успокоить нервы; как понимать звезды, каковы принципы экономического управления, какой режим наиболее благоприятен.
Нет ничего более обманчивого, чем ее кажущееся неведение относительно политических реальностей: одной фразой она вскрывает проблему и указывает пути выхода из нее. Ее многообразные выступления имеют только одну цель: сделать нас зрелыми, поднять нас, дать нам вырасти. Ее способность обучать абсолютна: Шри Матаджи пришла не для того, чтобы решать наши проблемы, но чтобы ставить перед нами задачи, которые мы сможем разрешать, будем в состоянии это делать. Но если мы слишком ленивы, чтобы взяться за проблему, она поставит нас перед необходимостью это сделать. Многие сахаджа йоги были таким образом поставлены перед множеством мелких испытаний.
С 1980 годов начинается стремительное развитие Сахаджа йоги. В течение нескольких лет Шри Матаджи дважды объезжает весь мир: Европа, Индия, США, Автралия. Сахаджа Йогой охвачены уже 96 стран мира. Она не щадит себя, отдает все силы, требует от своих последователей духовного роста: «Времени осталось очень мало. Ведите себя как Божественные люди, как пророки, чтобы помочь тем, кто должен тоже ими стать. Отныне вы обладаете такой властью. Время пришло.»
Шри Матаджи завершила свою земную работу 23 февраля 2011 года. Ее тело покоится в пригороде Дели, в мемориальном комплексе Нирмал Дхам. Это место массового паломничества Сахаджа йогов всего мира.